Как достичь простоты Саморазвитие

Рейтинг
Просмотров: 2166
ОС: Android
эпилепсия отекают веки и краснеют глаза
Простота

Простота

Н.К. Рерих. Сантана 1935-1936 гг.
Галерея имени Шри Читралайама. Тируванантапурам, штат Керала, Индия

Просто, все великое просто, ибо простота – одна из Основ.
Грани Агни Йоги. 1970 г. § 582 (М.А.Й.)

…Простота …признак Нового Мира.
Грани Агни Йоги. 26.01.1960 г.

Простота – это ясное и четкое, непосредственное и гармоничное выражение отдельных свойств или сущности человека, явления или идеи. Внутренняя природа подлинной простоты – это её синтетичность. «Выразить просто всю сложность жизни можно лишь синтетически»1.

Как духовно-нравственное качество человека простота свидетельствует о его глубоких познаниях, синтетичности мышления, большом жизненном опыте и мудрости. Простота неотъемлемо проявляется одновременно с красотой, духовной мощью и гармоничностью всего человеческого микрокосма.

Простота, касается ли она всего облика человека или отдельных его свойств и умений, всегда является следствием его прошлых трудов и усилий, настойчивости и устремленности в достижении желаемых целей и идеалов. Мы видим, как просто и легко играет музыкант или рисует художник, как увлекательно ведет урок учитель, как мастерски работает плотник или сапожник. Очень часто после сложнейших рассуждений, поисков, через заблуждения и ошибки выдающиеся ученые приходили к простым выводам и открытию законов природы, сущность которых оказывалась, хотя и неожиданной, но простой и убедительной в применении. Но, как метко отмечается в Учении, эта простота «не проста»2. Именно «знание приводит к простоте»3. «Велика мощь простоты. Все просто, все легко, все доступно, но невероятно трудно, но невозможно, если дух не готов. Потому готовность поймем глубже. Расширим это понятие, чтобы увидеть, что годы напряженной борьбы и усилий выливаются в простоте формулы достижения»4. Так, выявление достигнутого человеком – просто, но вот путь к нему полон терний и сложностей.

Как это ни парадоксально, но гордость, высокомерие, неприступность человека отнюдь не указывают на его большие знания и опыт, а как раз наоборот. Чем более напыщенно и роскошно выражено явление, тем более оно внутренне бессодержательно, ибо не может говорить само за себя, но требует внешних “подпорок”, посредников и подкреплений. Простота же всегда непосредственна, естественна и искренна. Именно простота и непривязанность человека к внешним отличиям и почитанию говорит о достигнутой им внутренней духовной силе, которая ни от чего не зависит и ни в чем внешнем не нуждается для своего утверждения и развития. Поэтому простота может быть чётким критерием распознавания подлинной духовности личности и сущности явления. «Чем духовнее, тем проще. Отсутствие простоты – явный признак отсутствия духовности. Простота – великое понятие. Надо быть духом великим, чтобы являть простоту. За сложностями построений можно совсем утратить внутреннее содержание. Чем выше, тем проще. Простота может служить критерием при определении сущности явления, почитающего себя высоким или почитаемого таковым»5.

За видимой внешней простотой человека стоит духовная мощь, насыщенность понимания и мужественная готовность к действию во имя Добра и Красоты. Видимо, поэтому простота так магнитно притягательна, и своей ясностью и четкостью побуждений и стремлений она “попадает” в самое сердце созвучащих ей сознаний.

В отношениях людей простота свидетельствует о близости, душевном созвучии и взаимопонимании, которые, как мы знаем, также проистекают из большого опыта общения и сотрудничества. Близкие люди не нуждаются в длительных объяснениях и рассуждениях. Язык простоты, подчеркивается в Учении, основан на любви. Любовь – это самый простой, краткий и естественный путь к гармонии отношений с людьми, приближению к Высшему Миру и Духовному Учителю.

Простота утверждается в Учении как признак Высшего Мира Духа и его Законов – «в духе все просто»6. Однако из-за несовершенства и неразвитости сознания именно эта простота Законов космической жизни мало понятна и недоступна людям. Многоэтажные рациональные рассуждения, затемняющие голос сердца, или уход в крайности от Золотого срединного пути духа пока оказываются для людей очевидно более наглядными и внешне осязательными в применении. «Слишком просты великие законы жизни, чтобы люди могли их принять, не блуждая по сторонам, – отмечает Е.И. Рерих. – Все великое просто. А так как простота не свойственна людям, то и великое остается недоступным»7. Вместе с тем, сами Первоучителя, основатели религиозных и духовно-философских учений, отличались простотой и ясностью изложения духовных поучений и тех великих истин, которые знаменовали новый поворот спирали человеческого восхождения. «Нужно во всем находить наиболее сердечное выражение, не стесняясь, ибо самые простые слова всегда будут самыми доходчивыми»8, – утверждает Духовный Учитель М. «Если бы Мы имели еще более простые слова, Мы употребили бы их»9.

Облики Великих Учителей, ярко сияющих в истории человечества, окрыляют наши сердца своей неземной красотой и простотой. Они остались в памяти людей не долларовыми миллиардерами и собственниками роскошных дворцов за недоступными стенами, не высокомерными проповедниками или учеными, патентующими свои знания и открытия и извлекающими из них выгоду. Нет. Они живут в своем чистом, духовном Учении, в жертвенном подвиге жизни, в неустанном даянии и в умении обращать все духовные и материальные силы на общее благо людей. В поисках истины и знания Будда оставил дворец своего отца. В желании утвердить духовную близость Христос совершил обряд омовения ног своих учеников. Рамакришна учил восхищаться не внешним блеском земного мира, но тонким сиянием и гармонией Надземных Миров. Окружающих поражала простота Облика Духовных Учителей, чуткость понимания и обращения, милосердие и доброта. «Всегда помните… – указывала Е.И. Рерих в качестве критерия распознавания, – там, где нет величавой простоты, там нет и красоты, значит, нет и Высшего Присутствия»10.

Именно потому, что простота является свойством Высшего Мира, то и путь к нему должен быть простым и непосредственным. На это в Живой Этике обращается особое внимание. «Нужно понять, что в основании эволюции лежит усовершенствование, оно призывает к упрощению и к непосредственному общению с Высшими Мирами. Можно видеть, как пранаяма и прочие искусственные приемы разных йог могут быть заменены простым огненным сердцем. Конечно, эта простота относительна, к ней ведет пылающий огненный путь»11. Путь доверия, непоколебимой преданности и устремленности к избранному Идеалу открывают врата искренней любви. Она исходит из глубин человеческой сущности, ее невозможно искусственно “вызывать” и требовать. Поэтому она не нуждается в посредниках. Ни священнослужители, ни пышные обряды, ни магические заклинания не могут за человека сделать то, что должен совершить только он сам, силою своего сердца.

Так, простота из неприметного и как бы невыразительного явления превращается в Живой Этике в одну из Основ Жизни, являя собой «Высшее Знание и Высшую Красоту»12.

Близкие понятия: синтетичность сознания, искренность, чистота, красота, смирение, самоотверженность, самоотречение, отрешенность, дисциплина духа, спокойствие, ясность сознания, прямота, скромность, великодушие, сердечность, доброжелательность, подвижничество.

Антонимичные понятия: гордость, высокомерие, напыщенность, важность, заносчивость, самомнение, самомнительность, ханжество, робость, страх, предубежденность, привязанность к роскоши, самоумаление, самоуничижение, страстность, фанатизм, изуверство, грубость, примитивность, лукавство, изощрённость, неряшливость.

(+) Простота

(–) гордость, высокомерие, самомнение, (–) самоуничижение, самоумаление

самомнительность, ханжество робость, страх

МО-1, 577. Проходящий в гордости – не от огненной природы; проходящий в самоуничижении – не от огненной природы, только простота Огню свойственна.

Что есть простота и что она дает

Простота Учения Жизни и простота Духовного Учителя

Простота в земной жизни Духовный Учителей

Наталия Яровская (Е.И. Рерих). Преподобный Сергий Радонежский (фрагмент)

Простота Высшего Общения

Невежественная простота

Что есть простота и что она дает

Н.К. Рерих. Святой Франциск. 1932 г.
Музей Николая Рериха. Нью-Йорк, сша

Гр.А.Й. 1970 г. 582. (М.А.Й.). Просто, все великое просто, ибо простота – одна из Основ.

Гр.А.Й. 1956 г. 278. Думали ли когда о том, что простота – это качество необычное и редкое? Но в нем выражается синтез всех пройденных жизней. Как бы необычайная сложность их кристаллизуется в формуле простоты, красота которой сосредоточена в сердце.

Гр.А.Й. 1960 г. Янв. 26. Непобедим Мир Новый, хотя он не в цилиндрах и фраках, ибо простота тоже признак Нового Мира. Красота и простота. Выразить просто всю сложность жизни можно лишь синтетически. Синтез – решение жизни. Подобно тому, как бесконечное число представлений однородных предметов укладывается в одно понятие и выражается им, так и сложность жизненных явлений обнимается пониманием синтетическим. От Света оно.

лсм-Озар, введение. Прозревший в эволюцию пройдет к ней бережно, светло отстраняя соринки с пути. Главное, в нем не будет страха. И, бросив ненужное, он обретет простоту.

Понятно, что осознание эволюции всегда прекрасно.

лсм-Озар, ч. 2, гл. 2, 6. Посылаю вам стрелы простых достижений. Не всем доступна простейшая тропа, но если можете вместить ее, – благо вам.

лсм-Озар, ч. 2, гл. 4, 1. Ценно, не будучи медиумом, не покидая жизни, подойти к высшим путям. Где рассудок, где боязнь, где начало предрассудков, там трудно белым цветам. Просто, просто, просто – полагая любовь, мужество и готовность. Не ко времени надуты пузыри; неуместна важность, когда Христос рыбакам ноги мыл.

В простоте жизни, при сознании достоинства служения Новому Миру, любовь к достойному открывает Врата.

лсм-Зов. 29.09.1922. Учите Моему пути.

Пусть они пройдут понимание природы людской,

Поймут природу Служения,

Поймут радость прекрасного,

Поймут то простое, что преображает жизнь в чудо.

Щит Наш невидим, но ночью чуете утверждение дневных шепотов.

лсм-Зов. 4.10.1922. Мы несем утверждение заветов пророков

Чистыми ступенями ведем, и никто не пожалеет, что он приблизился к новой расе.

Первое условие расы – нести дух в жизнь.

И осколки, накопленные веками, станут на место.

Луч понимания прекрасной жизни сверкнет просто.

Дух новым полетом облетит мир.

Хотя и трудное, но еще не бывалое время.

Тучи кругом, но Мой луч с вами.

лсм-Зов. 8.12.1922. Народ воспрянет духом.

Существо чуда просто:

Любовь – чудо, красота – чудо.

лсм-Озар, ч. 1, гл. 9, 13. Духом удержите Учение духовное, только дух может привести Царствие Божие на Землю.

Так же просто, как Мои Слова, приблизится Царство Духа.

Так же просто отметутся сухие листья прошлой зимы.

Нет прошлого, есть свет будущего – им идите.

Община, 31. …Жизнь прекрасна в простоте.

лсм-Озар, ч. 2, гл. 4, 3. Именно, из жизни дойти надо. Именно, не нужна общепринятая религиозность. Нужны факты сознательного общения с Обителью Света. – Вот мы желаем принести пользу, идем сознательно, без магии, к практическому Источнику.

В этой простоте заключается вся очередная тайна, еще так недоступная людям, бредущим по пояс в предрассудках.

Невозможно им понять простоту, красоту и бесстрашие.

лсм-Озар, ч. 2, гл. 4, 4. Бесстрашие – Наш водитель.

Красота – Наш луч понимания.

Простота – Наш ключ от тайных дверей счастья.

Можете писать о простоте особенно, ибо ничто так не преграждает пути, как тучность надутости. Надо всякими усилиями изгонять любое зарождение самомнения, не впадая в ханжество. Кажется, старая истина, но сейчас должно твердить ее. Каждый должен понять сам, где его простота страдает.

МО-1, 577. Проходящий в гордости не от огненной природы; проходящий в самоуничижении не от огненной природы, только простота Огню свойственна.

пеир 12.08.1954. Родные, старайтесь совершенствоваться, помня прежде всего о великой Простоте.

Простота открывает все сердца и все Врата. Простота есть Высшее Знание и Высшая Красота!

Так и проходите Ваш путь в простоте обихода, в простоте отношений к людям, в простоте и чистоте мышления сердечного и возвышенного в красоте Солнечного Озарения наших высших Центров. Дайте мне сознавать эту возможность. Мои Любимые должны достигать, должны совершенствоваться в Беспредельном устремлении Любви и Преданности к Нему, все Давшему, все Изливающему, все Охраняющему и Ведущему к Красоте Беспредельной.

Н.К. Рерих. Иенно-Гуйо-Дья – друг путников. 1924 г.
Международный центр-музей им. Н.К. Рериха. Москва, Россия

Гр.А.Й. 1965 г. 222. Там, где видите внешние отличия, там не ищите Света – его там нет. Так было всегда. Внешний блеск прикрывает внутреннюю пустоту. Потому и цепляются люди за букву и догмат, чтобы прикрыть отсутствие содержания. Его надо иметь. А если его нет, как же тогда? Вот тогда-то и начинается прикрытие пустоты внешностью. Чем она блестяще и наряднее, тем пустее внутри. Великолепие одежд и храмов будет ярким свидетельством бессодержательности того, что прикрывается ими. Чем духовнее, тем проще. Отсутствие простоты – явный признак отсутствия духовности. Простота – великое понятие. Надо быть духом великим, чтобы являть простоту. За сложностями построений можно совсем утратить внутреннее содержание. Чем выше, тем проще. Простота может служить критерием при определении сущности явления, почитающего себя высоким или почитаемого таковым. Также и жизнь усложнилась ненужными подробностями, отягощая сознание. Много ненужного в жизни людей. Не нужна мода на одежду и вещи. Одежда должна быть простой, прочной, удобной и гигиеничной. Сколько ненужного в обиходе! Роскошь – антипод красоты. Красота и простота должны стать основами жизни.

Гр.А.Й. 1965 г. 223. А есть явления и похуже – это стремление внешне выразить то, чего не удается утвердить внутри. И в одежде, и в пище, и в обиходе как бы утверждается простота. Фарисеи ... те лицемерили явно: внешне пост и молитва, а внутри – тьма. Теперь это заменяется простотой внешней при сердце молчащем и часто жестоком и под прикрытием слов. А люди все еще продолжают верить словам, довольствуясь ими, не требуя дел. Словам можно верить, когда в них вложено сердце, всегда требующее дела. Обережемся от слов пустопорожних.

Гр.А.Й. 1963 г. 294. Узкая тропа, ведущая в жизнь, – это тоже золотой, или срединный, путь, о котором говорит Восточная Мудрость. Но так как он труден именно своей простотой, то люди и предпочитают всевозможные отклонения и уклонения от него, всевозможные изуверства, самоистязания, крайности и фанатизм. Куда легче воздержание от пищи и самый суровый пост, нежели воздержание от нехороших мыслей. Куда легче отдать деньги или вещи, чем раздавать духовное богатство. Отсюда и сектантство и прочие зигзаги человеческой психики. Только опытный путник, нашедший Путь жизни, никогда уже более не прельстится ни чужими словами, ни чужими и ложными учениями, ни пророками, зазывающими в свою веру.

Гр.А.Й. 1970 г. 245. В сущности говоря, весь Путь заключается в расширении сознания, и ноги тут ни при чем, то есть не внешним движением, но внутренним состоянием определяется продвижение по Пути. Это не так уж трудно понять, и все же, несмотря на простоту и доступность этого понимания, люди в поисках Света всегда стремятся куда-то, чтобы где-то вовне, но не внутри себя найти этот Путь, но давно уже Сказано, что «Царствие Божие внутри вас есть», и ходить никуда не нужно, и искать не нужно нигде, как только в глубинах своего собственного существа. Все поиски вовне не приводили ни к чему. «Аз Есмь Путь, Истина и Жизнь», но «Я в вас, а вы во Мне», и следовательно, искать надо внутри.

лсм-Озар, ч. 2, гл. 4, 5. Насколько самоуверенность в действии благословенна, настолько самомнительность губительна. Самомнительность враждебна простоте. Даже большие умы подвержены этой болезни, и в труде должны возвращаться лишний раз, пока не сотрут этой шелухи. Одно из условий мешающее – отсутствие простоты. Можно носить лапти и не быть простым. В простоте можно величайший Храм построить.

Простота, Красота и Бесстрашие – Христос и Будда ничего иного не говорили. И благо, если дух трепещет этими заветами.

Замечаете, даже говорить Стараемся самыми простыми словами, лишь бы приблизить падение вавилонских башен. Так и скажите: словари испепелим, если они из Христова чеканного слова сделали кучу звериных понятий. Сказано просто: «Не молитесь всяко, но в духе».

Будда в мире прошел – и забыли. Христос пострадал – и забыли. Пусть теперь подымут свой меч над собою, каждый по желанию.

Поройся, народ, в своих лохмотьях, – белая одежда для всех готова. Обезьяний туалет сдадим в цирк – туда, куда и надутых глупцов. Да, да, да.

Лучше с дикарями, нежели в аптеке фальшивых средств, – так и скажите.

пеир 23.06.1934. Отказ, как мы знаем, должен быть проявлен в сознании, в духе – и все остальное приложится. Также и отказ от собственности. Можно жить в полной нищете и быть привязанным к собственности, так же как находиться среди вещей и не быть привязанным к собственности... Решительно все измеряется лишь степенью сознания. Также и относительно простоты – понятие это мне так дорого и так редко оно встречается. Помните, как сказано: «Можно в простоте построить величайший Храм, но можно ходить в лаптях и не быть простым». Готовый дух с такою легкостью отказывается и отрывается от всего земного. Все для него просто и естественно.

Гр.А.Й. 1956 г. 358. (М.А.Й.). Велика мощь простоты. Все просто, все легко, все доступно, но невероятно трудно, но невозможно, если дух не готов. Потому готовность поймем глубже. Расширим это понятие, чтобы увидеть, что годы напряженной борьбы и усилий выливаются в простоте формулы достижения. …Но сколько трудов надо было предпослать, чтобы …простота достижения стала доступной. Просто писать, просто играть, скажем, на скрипке, но для того, кто умеет. И просто ходить, и видеть, и слышать, и говорить, но думал ли кто о том, сколько миллионов лет понадобилось искро-монаде, чтобы встать на ноги и пойти или чтобы немые расы заговорили? Сложен и труден процесс достижения, и без труда и усилий достигнуть нельзя ничего.

лсм-Зов. 23.07.1922. Легко ли на крыльях уноситься?

Скажу: легко тем, кто чует крылья.

Но не летать постигшим сладость земли.

Куда им лететь от своего кумира?

Так на деле постигнете ничтожность желаний земли.

Просто, ибо все просто.

лсм-Озар, ч. 3, гл. 1, 10. Уже знаете о заклятом круге, знаете о научном его значении. План имеет ту особенность, что решено сгладить эту защиту круга, ибо она является космическим препятствием.

Своего рода робость опоясала человечество разными искусственными кругами. Теперь пора оставить условные формулы. Пора одним пробужденным духом встретить явление Земли и Неба. Пора с открытыми глазами сказать порождениям стихий: «Не боюсь вас! ибо не можете преградить путь, мне указанный».

Пора сказать Свету: «Иду, твой помощник, и протяну самому Солнцу руку мою. И пока серебряная нить цела, сами звезды будут панцирем моим».

Так простой путь заповедан человеку. И наконец идолы символов сотрутся лучом Света. И не Богами, но Сотрудниками Нам позволено будет быть. Это завет простоты.

Надземное, 581. Обратите внимание на подлинных друзей совершенствования. Они не будут навязывать свое убеждение. Они избегают титулов посвящения. Они прекрасно знают, когда полезно умолчать даже о самых замечательных встречах, и к тому же они добры и готовы оказать помощь. Так, первая задача истинного тайноведения будет сделать человека добрым. В таком состоянии он, подобно магниту, и привлечет доброе. Также тайноведение заповедует спокойствие. В такой гармонии человек может уловить тонкие вибрации, которые очистят его сознание.

Наши друзья не будут высокомерны и напыщенны, ибо простота есть идеал. У Нас ценят каждое возвышенное устремление, оно не только сближает с Нами, но и оздоровляет планету. У Нас печалуются о ложных тайноведах. Само это слово не близко Нам, ибо каждая наука уже есть тайноведение. Вчера мы не проникли в какую-то тайну, но сегодня мы достигли; это самый естественный процесс эволюции, и нечего гордиться им.

Н.К. Рерих. Сантана. 1937 г.
Новосибирский государственный художественный музей. Новосибирск, Россия

пеир 22.08.1934. Столько сейчас расплодилось всяких «Посвященных» и «Иерофантов», и великих «Воплощенцев» и т.д. Но не так трудно отличать всех самозванцев, прежде всего простота будет отсутствовать в них. И тогда как истинно приближенный или доверенный будет именно прост в своей жизни, стараясь внешне ничем не выделяться, и будет молчать о достижениях своих, сообщая их лишь по Указу и ближайшим сотрудникам, все самообольщенные ужасно любят принимать на себя таинственность и говорить о пройденных ими где-то якобы высоких Посвящениях, принимать титулы и имена.

Надземное, 622. Урусвати знает, что возвышенная, утонченная простота есть хороший путь к Надземному. Простота есть познание и преуспеяние. Роскошь есть тление и разложение. История в различные эпохи дает тому примеры. Неутомимые созидатели просты в обиходе, но мало того, они влияли на все окружающее.

Каждый деятель невольно распространяет излучение своих устремлений, но нужно научиться найти мудрый уровень своих потребностей. Всякое изуверство не есть решение правильное. Не следует насильственно убеждать в нужности простоты в жизни. Она должна снизойти вместе с чувством гармонии.

Нужно очень понять, что бахвальство простотою тоже не полезно. Она должна сделаться естественной. Много раз мы поминаем о естественности достижений. Она дает истинное спокойствие вне зависти, вне подражания нелепым обычаям. Пусть некоторые народы полагают, что роскошь есть их призвание, лучше сказать – клеймо. Не может долго длиться жизнь, полная тления. Не однажды лишь одно поколение могло дышать отравленным воздухом. Не роскошь, но погребальные катафалки утверждались!

Мыслитель говорил: «Если одежда рваная и грязная, есть ли это простота? Если слова грубы и ругательны, есть ли это простота? Если мысль таит зло и лукавство, есть ли это простота?»

пеир 8.09.1934 …Мало кто понимает и ценит истинную красоту и ее спутницу простоту.

Надземное, 628. Урусвати знает, что деятель должен уподобиться заботливому садовнику. Нелегко уберечь самые прекрасные и полезные растения, но также нужно понять, насколько полезны и некоторые простые цветы. Невежды могут затоптать их и счесть сорными травами. Так и во всей жизни нужно особенно распознавать значение малых, незаметных работников, из них образуются крепкие сотрудники. Не следует огорчаться их малым значением, зато они могут миновать среднее знание и устремиться к высшему.

У Нас и у Наших близких очень развито устремление к малым, к простым, к незатронутым лукавством. Пусть мысли их сперва огорчают примитивностью, но зато не попадете в болото софизмов. Так и Наш народ умеет от малого перескочить к великому, и он не станет гордиться этою великостью. Даже подвижники не умели стать гордецами. Они понимали, что даже самый большой земной труд есть лишь преддверие к надземному бытию.

Они знали огонь и пламень светлый, но эти знаки не делали их заносчивыми. Простота такая не была унижением и смирением, она была жизнью сердца, жизнью самоотвержения. Они не желали особых признаний, ибо были истинными тружениками. Они умели и сказать, и промолчать.

лсм-Озар, ч. 3, гл. 2, 1. Запомните: простота обладает притягательной силою. Этот магнит отвечает новому дому.

Рогатое мышление не дает птицам запеть, но Мой поход лишь под песню.

Община, 34. Как можно двигать сердцами? Не утеряв простоты. Удача идет не за магией, но за словом жизни. Урок наш можем выполнить, сумев подойти к самому простому. Удумаю, как у тружеников дать сияние дальних миров. Когда самый согбенный поглядит в небо, тогда можно ждать радужной ленты с дальних миров.

Братство, 479. Невозможно людям понять, по каким признакам оценивать действия. Вот мнение, блестяще выраженное, но в высшей оценке оно не признано превосходным. С другой стороны, мнение, сказанное с запинками, полное застенчивости, заслужит радостную похвалу. Поверхностному наблюдателю не понятна такая оценка. Блеск бывает на поддельных камнях. Вдумчивость может выражаться и в очень своеобразных словах. Где больше внутреннего горения, там должно быть и ободрение. Когда говорю о простоте, имею в виду непосредственную убедительность. Когда идет речь о поднятии народного уровня, именно требуется простота во всей убедительности. Такое качество нужно не только принять умом, но и полюбить сердцем, из него произойдут и сотрудничество, и братство.

пеир 24.04.31. Древняя Мудрость говорит, что искренние слова не отличаются изысканностью, потому во всей простоте скажу вам, как глубоко трогают нас неуклонность вашего устремления к Учению и вся ваша плодотворная деятельность, так проникнутая красотою простоты.

Искренность и простота – два мощных магнита и основы великого творчества отношений между людьми. Мало кто осознает всю важность этого творчества, на котором зиждутся все построения, вся эволюция! Это забытое искусство, требующее всей чуткости, всей настороженности и синтеза духа, должно быть неотложно введено в жизнь как самое насущное познание, ибо, не владея им, как будем строить новый мир, мир красоты, мир мощного сотрудничества!

пеир 23.08.1943. …Именно эта простота доброжелательства в наш век стяжательства и обостренной подозрительности к друг другу труднее всего.

Община, 125. Мои молодые друзья, опять вы собрались во имя Учения, и опять у вас получился вечер с гостями. Между тем, сказано и повторено, чтоб час беседы об Учении был лишен обывательских предрассудков. Пусть этот час будет реже, но качество его должно быть охранено. (…)

Мы враги всякой насильственной магии, но естественный контроль сознания должен стать условием реальных построений. Ведь на час можно отрешиться от личных попыток. Если же это трудно, то как же можете думать об успехе и росте сознания? Вол знает жвачку, но дальше пищеварения не растет. Сделайте усилие дать беседам красоту, простоту и чистоту.

Самые неожиданные проблемы знания, самые дерзновенные образы красоты пусть вытолкнут вас из затхлого уголка. Поймите, хочу видеть вас хотя бы временно особенными и вместившими.

Община, 159. Чистая вода не только утоляет жажду, но и озонирует всю атмосферу.

Раны лечим погружением в чистую воду. Свет и вода – Наши лекарства. Усилия Наши направлены на простейшие средства. При образовании новых общин следите за простотой всех приемов. Нужно начать с витиеватой, подслеповатой речи. Сведите речистого путника на берег горного родника – пусть устыдится!

Община, 91. Нужно мочь заменять сложный план более простым, никогда наоборот, ибо противники Наши действуют от простого к сложному. Думайте укрепить друзей ваших.

Надземное, 150. Нужно постоянно обращать сложное в простое. Только в простоте выражается добро

Аум, 509. Та же простота поможет рассмотреть, где Добро. Вы уже слышали, как слова о Добре назывались учением зла. Вы уже знаете, что злые ненавидят Добро; для них оно будет и жестоким, и несправедливым. Зло не признает Добра. Такое положение настолько очевидно, что не нуждается в пояснении. Между тем, в каждом Учении найдем очень настойчивые указания о том же. Такие повторения доказывают, насколько постоянно требуется напоминание, что зло не признает Добра.

Община, 250. Уявление атомической энергии связано с исследованием психической энергии и с изучением теории магнитов. Без этих факторов можно присвоить лишь некоторые проявления первичной энергии. Яро нужно стремиться к простоте исканий.

Скажите, чтоб яро выражали желания связать нить физически зримого с физически весомым, но обычно не воспринимаемым глазом. Устройте опыт с фотографированием физических излучений и образований. Яркие тона излучения проявятся даже при дневном снимке. Такие снимки могут поразить маленьких отрицателей. Указать можно еще несколько известных вам опытов, но их заподозрят в чудесности.

пеир 1.01.1952. Книгу Кристабель Бевин получила. Можно пожалеть, что такая вера и мужество не сотрудничают с распознанием и с большим смирением. Думается, что ошибка ее именно указана была ей в услышанных ею Словах – «Ю ар ту амбишиус» [«You are too ambitious» (англ.) – «Вы слишком честолюбивы».]. Мы так скоро готовы стать великими посвященными и носителями особых Миссий и избранными учениками Великих Учителей и т.д., но быть скромными исполнителями Их Воли и настоящими тружениками никто, почти никто не желает. Но лишь в великой скромности и простоте достигаются и высшие ступени.

пеир 20.05.1949 …Я разделяю Ваши сожаления о больших талантах, не нашедших в себе дерзания простоты и искренности. Условность жизни отравила их мозг и уязвила сердце. Духовность – Высшая Благодать трудно уживается в уязвленном сердце. Как ни странно, но простота требует смелости и дерзания. Но приобрести такое дерзание нелегко, лишь большое сознание и знание владеют им.

пеир 20.05.1949. Именно смирение, как и простота, приходит с великим знанием.

Аум, 508. Знание приводит к простоте. Люди, хорошо друг друга знающие, не нуждаются в длинных и сложных рассуждениях. Они предпочитают обмениваться сущностью вещей. Прекрасно знание, ведущее к смыслу, лишь мнимая наука будет захлебываться в нагромождениях и тем затемнять свое назначение. Поучительно наблюдать большинство комментариев, которые усложнили самые простые места основ. Целое исследование можно составить, наблюдая за сложными путями комментариев. Психология комментаторов, усвоившая местные наслоения, часто совершенно утрачивала основную задачу. Такую же судьбу имеют все человеческие отношения, когда в суете люди утрачивают представление о своем назначении.

Тщетно стучится психическая энергия, но ледяная рука наркоза умеряет движение жизнедательницы. Явление простоты пусть поможет освободиться от шелухи.

Гр.А.Й. 1962 г. 114. В моменты прозрения дух знает. Но проходит время, и острота знания тускнеет и даже утрачивается совсем. Знание надо не только получить, но и его удержать, что гораздо труднее, ибо знание духа чуждо обычности и при столкновении с нею утрачивает свою ясность и простоту. Отсюда и постоянство борьбы между земным знанием, или земною мудростью, и знанием духа, или прозрением в область действительно сущего. Но удержать можно. Условие одно – от Меня не отрываться.

Гр.А.Й. 1962 г. 349. (М.А.Й.). Когда красотою овеяны мысли, слова и дела, Свет их насыщает, ибо Красота и Свет – синонимы. Не может безобразие быть светоносным. Не может красотою дышать темное дело. Красота – это клич Нового Мира. Красота сочетается с простотою. Не проста простота. Как просты и ясны утверждения Первоучителя, и какие нагромождения являют последующие истолкования и наслоения комментаторов. Говорить просто и мыслить – великое искусство. Простота изложения родится от ясности и четкости мысли. Мысль огненная обычно проста, ибо зиждется на первооснове – творящем огне. Извилиста мысль интеллекта, ибо идет не от сердца, но мозга, знание которого затемнено ограниченностью внешних чувств. Так устремление сердцем приобщает мысль к ее огненному основанию и оформляет ее красотою, если крепка связь с Владыкой.

лсм-Озар, ч. 3, гл. 1, 7. Хочу рассказать о двух полководцах Акбара. Один получал очень пространные указания, другой – лишь самые отрывочные.

Наконец второй обратился к Акбару, говоря: "Чем я не заслужил пространных указаний, когда столько побед принес?" – Акбар отвечал: "Твоя понятливость удержала поток слов. Пусть каждое мгновение, тобою сохраненное, отмечено будет лучшею жемчужиною".

Потому велика радость тех, кто может понять, сохраняя напиток источника.

Надземное, 943. Урусвати в поисках Истины стремится к простейшим решениям. Гармония в простоте. Сложные нагромождения не дают гармонии; между тем планета питается гармоническими сочетаниями. Особенно когда человечество далеко от сотрудничества с Надземным Миром, не удивитесь, что необходимо каждодневно твердить о живых связях Тонкого Мира.

Невозможно освободить Землю от отравления, если не найти гармонии пространственной. Так можно призывать гармонию не как нечто отвлеченное, но как строй земной. Можно наблюдать, как великие ученые начинали сложным мышлением, а затем приходили к простейшему. Они были истинными испытателями и невольно искали простую, великую, строительную гармонию.

Уже знаете, что дисгармония разрушительна, а гармония созидательна. Явление высшей науки приведет к Целительному Источнику.

Простота Учения Жизни и простота Духовного Учителя

Н.К. Рерих. Искандер и отшельник. 1938 г.
Государственный музей искусства народов Востока. Москва, Россия

лсм-Озар, ч. 3, гл. 1, 10. …Идолы символов сотрутся лучом Света. И не Богами, но Сотрудниками Нам позволено будет быть. Это завет простоты.

пеир 1.08.1934. Всегда помните,.. там, где нет величавой простоты, там нет и красоты, значит, нет и Высшего Присутствия.

пеир 14.06.1935. …Есть такие глупцы, которые думают, что великие Духи должны чем-то отличаться от смертных. Именно, великий Дух не будет отличаться ничем, разве что своей необычайной простотой. Но, конечно, именно эта простота и будет поставлена ему в минус торговцами баклажанов. Только спесивое самомнение и малое знание любит рядиться и чваниться. Только малое сознание любит выставлять напоказ сухие веточки своих достижений. Истинно, по простоте или по смирению можно судить о величии духа. Все заносчивое, все самоутверждающееся и крикливое противоположно Красоте истинного Озарения и Знания.

лсм-Зов. 27.01.1923. И возьмите за обычай утром,

Начиная день, спросить себя,

Что можете прибавить к работе порученной,

Чтобы Имя Мое вошло во все дела ваши.

И вошло не препятствием, но утверждением.

Не отвлекая, не усложняя, но входя как часть ваших решительных мыслей.

И так, в труде, мудро, и приняв Щит Имени Моего, победите все, что вредит пути восхождения.

Это совет для немедленного приятия к делу.

Так же точно и просто Говорю: читайте и поймите проще Мое Учение, не упуская сроки.

лсм-Озар, ч. 2, гл. 4, 5. Простота, Красота и Бесстрашие – Христос и Будда ничего иного не говорили. И благо, если дух трепещет этими заветами.

Замечаете, даже говорить Стараемся самыми простыми словами, лишь бы приблизить падение вавилонских башен. Так и скажите: словари испепелим, если они из Христова чеканного слова сделали кучу звериных понятий. Сказано просто: «Не молитесь всяко, но в духе».

Община, введение. Рассеиваем суеверие, невежество и страх. Куем мужество, волю и знание.

Всякое стремление к просвещению приветствовано. Каждый предрассудок невежества обличен.

Трудящийся, горят ли в твоем сознании основы сотрудничества и общины?

Если это пламя уже просветило мозг твой, усвой признаки Учения Наших гор.

Трудящийся, не устань перед головоломкой некоторых выражений. Каждая строка – высшая мера простоты.

МО-1, 662. Так еще раз поймем, почему так нужно сердечное устремление к Высшему. Простые максимы не должны быть так высокомерно презираемы; в них в простоте утверждается самое насущное. Когда воин готов к битве, его Водитель осмотрит. Так особенно нужна забота, когда Говорю о самой тонкой стихии Огня. …Нужно достойно понять всю его неизреченность.

Надземное, 216. Мыслитель указывал, насколько многое не может быть выдано, иначе произойдет великое смятение. Последуем Его мудрому совету и найдем меры, приличествующие сознанию народов.

Если бы Мы имели еще более простые слова, Мы употребили бы их. Именно необходима великая простота.

Надземное, 704. …Говорим о Надземном, исходя из свойств человеческой природы. Так в беседах о совершенствовании жизни применяйте самые обыденные сравнения. Народ может быть лучшим слушателем, если ему сказать в простых словах. Простое слово есть великий дар.

Мыслитель говорил: «Найдите самое простое о Великом; только через простые врата входит любовь».

пеир 11.09.1937. …Учение Живой Этики должно быть дано во всей его простоте.

Бесп-1, 209. Сознание Космического Магнита формирует скрытые формы. Столько было сказано о неизменяемости закона Космического Магнита, что ясно простое заключение. Незыблемость закона усмотрена во всем Космосе. Простота закона должна улечься в человеческое сознание, и огненная формула чистоты явится с восприятием Огня Пространства. Только сущность разума может обнять простоту закона. Закон обнимает всю огненную устремленность принципа Бытия. Когда трудность понимания уводит дух в сферы, напряженные накоплением противоположных законов, тогда дух творит космически трудный процесс. Неизбежность противодействия заключается в этой поклаже. Неизменяемость закона Космического Магнита идет, переплетаясь со всеми энергиями. И все проявления развиваются в притяжении энергий. Конечно, привыкли называть и принцип отталкивания, но Мы скажем: «Притяжение – действующая сила!»

Гр.А.Й. 1958 г. 366. Указую принять Меня в жизни как влекущий в Беспредельность магнит. И не надо нарочных мыслей – просто устремитесь ко Мне и в духе со Мною побудьте. Касание мыслью Меня плодоносно для духа, ибо, ко Мне устремляясь, входит сознание в Мой Луч и по Нему достигает Его Фокуса. Фокус излучает Свет и тепло. Все очень просто, и в этой великой простоте – великая трудность. Красоту легче понять, чем простоту. Чтобы понять простоту Великих Законов, надо отрешиться от земных нагромождений и «земной мудрости» – в духе все просто. Просто устремляетесь ко Мне и просто вступаете в Общение со Мною. Если не будете, как дети, не сможете войти в Царство Мое. Потому оставьте все соображения о том, что возможно и что невозможно, но духом ко Мне устремитесь и в духе со Мною старайтесь побыть, от Меня почерпая аромат тонких энергий.

Гр.А.Й. 1955 г. 482. Закон действует безотказно. Прост, ибо в духе все просто. Явление простоты в духовных делах тоже надо понять.

Гр.А.Й. 1956 г. 294. (М.А.Й.). Обычно простота явлений не доступна людям. Слишком просты великие законы жизни, чтобы люди могли их принять, не блуждая по сторонам. Все великое просто. А так как простота не свойственна людям, то и великое остается недоступным.

Гр.А.Й. 1958 г. 151. (Гуру). Трудность будет …в том, что сознание человеческое мало готово принять дары М. Вот эту готовность и надо будет создать. Мало раздать дары и недостаточно, если не во что дать. Забота о том, как найти близкий подход через сердце к сознанию. Раздать можно щедро, но что, если дар не будет принят? Смекалку придется явить, чтобы вызвать доходчивость в сердце. Ведь надо научиться говорить словами того, к кому обращено слово. Ведь мысль должна быть выражена ясно, просто, кратко и четко, а главное, содержать в себе положение, что все делается для того, «чтобы было тебе хорошо». Это приблизит практичность и применимость Учения в жизни. Сложность понимания можно оставить себе, простоту, и полезность, и ясность Учения надо дать людям. Никаких отвлеченностей, никаких рассуждений. Все дается, чтобы вам было хорошо. …О счастье всего человечества Мыслит Учитель. У лучших умов Мира забота не о себе, но о людях и о благе всего человечества. Подо все подводятся не отвлеченно-моральные, но ясные и четкие психофизические законы. Отвлеченности нет места в будущих построениях. Все происходит здесь – на Земле. Но, делая это и так поступая, накапливаете высшее знание, самое утонченное, самое сокровенное, ибо дорастут и до него, но главное – простота, четкость, краткость и ясность мысли и, конечно, слов. То, что сказано по сознанию, врезается в него, как нож в масло, и становится его частью и уже собственным достоянием слушающего. Придут, и будут слушать, сумейте указать. Знать мало, надо суметь передать Знание в форме доступной. Абстрактное философствование отвергаем. Надо еще короче говорить. Это Указ Владыки для жизни.

Гр.А.Й. 1967 г. 293. При всей глубине и неисчерпаемости мысли Учение Христа изложено просто, и мысль выражена кратко, четко и ясно. Заумное словосочетание и сложность речи не служат признаком истинности излагаемых мыслей. Именно простота и ясность изложения свидетельствуют о ясности сознания, приносящего людям новый аспект Сокровенного Знания. Проблески его или крупицы можно найти разбросанными по страницам различных книг, но сложность и запутанность языка не будут признаком этих жемчужин. Простота будет сопутствовать им. Конечно, новое требует новых форм изложения, но новизна не требует непонятной сложности и запутанности выражений. Мы Требуем от учеников чеканной четкости мыслей и слов. По этому признаку и судите. Много наносного и неясного следует относить на счет переводчиков, которые должны иметь очень высокое сознание, чтобы их перевод был на уровне понимания автора. И часто не незнанием языка объясняются ошибки и запутанность выражений, но именно различием в уровне сознаний. Поэтому Мы подобные работы Поручаем только очень близким духам, дабы непонимание не нарушило бы стройности изложения. Новизну мыслей можно приветствовать, но судить безошибочно возможно только по подлиннику.

Н.К. Рерих. Жемчуг исканий. 1924 г.
Музей Николая Рериха. Нью-Йорк, сша

пеир 25.06.1936. Обратите внимание, что именно невежды или малые грамотеи особенно любят самые замысловатые трехэтажные слова, в которых они сами разобраться не могут, и принимают их, чтобы показаться учеными, но все ясное и простое кажется им ненаучным и потому подлежащим осмеянию. Но на Востоке именно простота изложения считается высшим достижением, ибо простота свидетельствует о ясности понимания. Высшая Истина открывается лишь в величии Простоты. Конечно, простота эта особая, так же как и высшая радость есть особая мудрость.

пеир 11.09.1937. Так хотелось бы осветить некоторые больные вопросы и удалить уродливые наросты, образовавшиеся на протяжении веков и заслонившие чистоту и величавую простоту и красоту Основных Положений в учениях всех веков и народов.

Община, 31. Учитель ценит желание омыть пыль с Великих Ликов. Учитель ценит желание утвердить простое выражение великих слов. Учитель ценит желание сосредоточить многословие. Чтоб выделить сущность, надо подойти от незыблемого.

Можно знать одно: ни один памятник не дошел без искалечения. Можно, как из глины, выдавливать оттиски общины разумного сотрудничества и стремления за пределы видимого. Учение можно выразить под девизом: «Пусть несогласный докажет противное». Лучше мерить назад, чем засыпаться несмываемой пылью. Именно, знание руководящего принципа осветит искалеченные символы.

Вы знаете, как говорят о вас при жизни, – что же будет в веках? Но принцип неминуемо растет, и толчки его нарастаний колеблют земную твердь.

Ушедшие народы оставляли патину на свободе духа. Спросите: «Где же преследуемые?» – по этим знакам идите. Увидите преследуемых первых христиан и буддистов, но когда храмы отвратились от Христа и Будды, тогда преследования прекратились.

Укажу Учение держать просто, не надо сложных выражений, ибо жизнь прекрасна в простоте. Часто приходится окопать растение, потому повторения неизбежны.

Надземное, 150. Невозможно объять всю глубину проповеди Великого, ибо в самых простых словах Он давал наставления всей сущности жизни. Именно ценность Его подвига была в простоте. Эта простота не была измышлена для народа, но красота была в том, что высочайшее выражалось наипростейшими словами. Нужно постоянно обращать сложное в простое. Только в простоте выражается добро – такова деятельность Великого Путника.

Надземное, 170. Урусвати знает, что около вопросов космогонии и религии должна быть проявлена особая целесообразность. Можно оценить слова Великого Путника, что Он пришел исполнить прежний закон. Многие приступали к Нему с вопросом – плоска ли Земля? Он же отвечал: «Для вас она плоска». Так во всем Он отвечал по сознанию. Можно учиться простоте и утонченности Его ответов. Нужно помнить, что по завету Братства прежде всего необходимо говорить по сознанию. Лишь в мыслях Учитель мог рубить канаты предрассудков, но слова Его соответствовали сознанию слушателей.

Среди Его заветов были весьма углубленные, но слушатели принимали их по своему уровню. Доля Учителя одинакова во всех веках, Он должен иметь терпение и сострадание по уровню учеников. Несчетно должен Он касаться тех же вопросов и не может досадить совопрошателю, напомнив, что заданный вопрос уже давно отвечен. Но можно представить себе уровень вопрошателей, и тогда можно поразиться неистощимому терпению Учителя.

Нужно прожить много существований, чтобы запастись таким терпением и понять, в чем заключается помощь человечеству. Так вырастает и любовь к человечеству – не к особям, но ко всему человечеству, которое обладает свободной волей. Можно много терзаться, наблюдая злоупотребление этим высшим даром, но тем более зарождается решение помощи заблуждающимся. Так можно представить себе внутреннюю жизнь Учителя.

Нужно понять радость подвигу, которая живет в сердце Посланного на спасение человечества. Не убоимся назвать это служение спасением человечества.

лсм-Озар, ч. 2, гл. 4, 1. Не ко времени надуты пузыри; неуместна важность, когда Христос рыбакам ноги мыл.

лсм-Озар, ч. 2, гл. 10, 7. Теперь трудно себе представить падение Александрии. Лучше даже не вспоминать годы переходного времени.

Ужас берет перед видением религиозного суеверия того времени. Ориген ходил по еще горячим угольям Старого Мира.

Зная заветы Иисуса, он болел, видя непонимание толпы. Зная таинства древних мистерий, он болел, видя непонимание единства Источника. Зная простоту Учения Иисуса, он болел, видя создание церквей.

Одиноко работал, сам страдая от слишком больших противоречий духа. При необычайной ясности и простоте духовного познания – необычайная сложность всего существа.

Ориген искупил в себе бурю раннего христианства. Будучи ревнителем знания, он возмущался падению знания среди служителей.

пеир 2-4.12.1954. …Остерегайтесь стать высокомерной, всегда держите в Вашем сердце великий символ Смирения и простоты, показанной Владыкой Своим ученикам мытьем их ног! Это было Его крайнее повиновение им! И как мало это понимается в полноте своего величия. Как мало людей желают применять этот принцип в своей жизни. Не думаете ли Вы, что терпимость ведет к пониманию и другого освобождающего принципа – отречения от самости?

пеир 27.02.1940. Напрасно Вы завидуете ученикам Христа. Непосредственная близость их к Христу возложила на них тяжкую ответственность. Но апостол Павел, лично не встречавший Христа, все же сделал для Учения Христа больше, чем многие видевшие и слышавшие Его. Часто личное тесное соприкасание мешает правильному восприятию. Условия жизни затуманивают истинный облик, и порождается великий соблазн. Только исключительные духи могут прозревать духовным зрением за пределы майи. Сам Христос неоднократно указывал на это земное ограничение: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Матфей, глава 13, стих 37). Также очень советую перечесть параграф 246 из книги «Аум». Именно, свойства людские обычны для всех веков. И теперь можно наблюдать эти чисто земные явления. Так в Индии сейчас расплодилось довольно много всяких Гуру, Махариш и Парахамс, но все они не достойны развязать ремень у сандалии Рамакришны и Вивекананды. Рамакришна при жизни был так прост, что именно эта благородная простота не могла быть воспринята надутыми гордецами. Им ближе всякие Парахамсы и Махариши, устанавливающие свое происхождение от Солнечных Богов и учащие механическим приемам хатха-йоги. Истинно, «рыбак рыбака видит издалека»!

лсм-Зов. 17.07.1921. Я учу вас сложности простого учения Рамакришны.

Мы все вместе творим Волю Творца.

лсм-Озар, ч. 3, гл. 2, 1. Особенно Радуемся, когда величие Плана облекается простотою. …Этот магнит отвечает новому дому.

лсм-Зов. 15.02.1922.

И в будущих школах России пути роста духа будут преподаны познавшими весь путь.

Мои избранные понесут Слово Мое простое о том, что принадлежит Великому Народу.

И любовь личная, и народная, и мировая вознесут жертву Творцу Любви.

пеир 12.09.1934. Радовалась, что Вы отмечаете и, следовательно, чувствуете красоту восхождения через трансмутацию всех наших энергий именно в огненном горниле Сердца. Именно прекрасно, если Вы понимаете все величие простоты Учения Сердца, Учения Жизни. Ведь, к сожалению, большинство теософских и западных оккультных обществ забыли основные Заветы Основателей и предались развитию явлений низшего порядка, часто граничащих с черной магией, именно увлеклись проявлениями низшего психизма и медиумизма, являющихся открытой дверью для всякого рода одержания.

пеир 6.06.1935. Велики преступления Церкви против Заветов Христа, пора бы просмотреть все кровавые страницы правдивой истории и, возмутившись в духе, обрести мужество и отбросить все наслоения невежества и корыстолюбия, чтобы снова вернуться к чистоте жизни первых Отцов Христианства. И беспредельна будет мощь духа таких подвижников, и велико будет уважение к ним народа, ибо народ ищет Света, ищет Водительства Духа. Но никакие раззолоченные суррогаты не соблазнят его измученную и испытанную великими страданиями душу. Народ потребует истинного Света Христова, истинного Подвига во Христе, во всей суровости, чистоте и простоте!

пеир 28.01.1950. Сердце мое полно скорби и яро не смогу оявиться на спокойствии за судьбу Учения, когда буду далеко. Кто обережет Святыню, переданную мне?

Кто поймет и охранит сокровенную красоту и величие Даваемого? Кто сумеет в красоте и простоте держать высоко Знамя Великого Владыки Майтрейи?

пеир 11.06.1935. (Е.И. Рерих о Н.К. Рерихе) Истинно, «глаз добрый» полагается им в основу его отношений к людям, в стремлении дать всем надежду на преуспеяние и радость творчества. Этот глаз сердца и позволяет ему охватить всю Красоту Творчества Жизни и претворять ее в той простоте и ясности, чуждой всяких условностей и ограничений, которая отзвучит в чутких сердцах. Его постоянное горение к Прекрасному, к строительству делает творчество его неисчерпаемым в проявлении своем.

пеир 18.07.1951. Нам предстоит встреча с Вами, и мне тяжело сознавать и носить тот «идеальный покров», которым Вы меня окутали. Я не имею ничего, что бы меня выделяло настолько из общей массы людей, и я далеко не «святоша» и не признаю многих сентиментальностей и бываю сурова. …Позвольте мне сойти с пьедестала, водруженного Вашим прекрасным любящим сердцем, и оявиться Вам Матерью, но земного начала, еще сильно выраженного во мне. Я опасаюсь Вашего разочарования при нашей встрече! Я люблю простоту во всем, и всякая напыщенность и торжественность мне органически нестерпима. Не люблю учить, но только передавать знания.

пеир 6.11.1952. Да, я очень жду нашей встречи, и сердце мое так хочет ответить на Ваши чаяния и чует, что Вы сумеете смотреть духовным взором и никакие земные условные формы не смутят Вас. И простота моего обращения не разочарует Вас, ибо пуще всего не люблю надутость важности. Но знаю хороших людей, которые при встрече со мною были огорчены этой простотой. Им хотелось видеть окруженную таинственностью, малодоступную «жрицу», изрекающую лишь высшую мудрость и пророчествующую, но и пророчества эти, конечно, должны были отвечать их желаниям.

И моя светская, хотя и простая видимость, была поставлена в минус. Они думали увидеть меня, должно быть, в хитоне, может быть, с клафтом на голове или, по крайней мере, в монашеском облачении. Но я люблю все красивое и, прежде всего, удобное. И, конечно, мало похожа на «мудрую старицу», отрешившуюся от жизни.

пеир 10.10.1954. Опасаюсь, когда встретимся, Вы очень разочаруетесь во мне. Очень уж я далека от всякой позы и страстно люблю простоту. Думаю, что Вы даже усомнитесь в моем знании. Для многого и многих нужна оправа, но у меня оправы нет. Но все же знание имею, и, конечно, оно мне дается, я только научилась воспринимать Мысли, мне посылаемые.

Гр.А.Й. 1956 г. 278. О Матери Агни Йоги будем еще много писать, ибо кому же, как не сыну, оставить людям свидетельство об этом большом духе. Была Она необычна во всем и проста необычно. Думали ли когда о том, что простота – это качество необычное и редкое? Но в нем выражается синтез всех пройденных жизней. Как бы необычайная сложность их кристаллизуется в формуле простоты, красота которой сосредоточена в сердце. Сердцем решала Она сложнейшие жизни задачи и энергией сердца же приводила эти решения в исполнение. Духом своим являла облик красоты человека, живущего психожизнью всего сердца.

Гр.А.Й. 1963 г. 250. …Красота сочетается с простотою. Толпы астрального плана одеты по сознанию и народности, времени и эпохе. Но есть одеяния универсальные, годные для всех времен и цивилизаций. Облачения Духов Высоких красивы и просты необычайно.

Простота в земной жизни Духовных Учителей

Евангелие от Матфея, гл. 18.

1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?

2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них

3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;

4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном...

Евангелие от Иоанна, гл. 13.

1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.

2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,

3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,

4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.

5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.

6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?

7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.

8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.

9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. (...)

12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?

13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.

14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.

15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.

17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

Наталия Яровская (Е.И. Рерих)

Преподобный Сергий Радонежский (фрагмент)

Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский. 1932 г.
Музей Николая Рериха. Нью-Йорк, сша

И хотя Обитель уже не нуждалась теперь, как раньше, но Преподобный был всё так же скуден в одежде и житии своём, так же равнодушен к почёту и отличиям, таким и остался до самой смерти. Но всё это было в нём естественно, ничем не подчёркнуто, подвиг свой он нёс просто, ибо иначе и не мог бы. В этой естественности и простоте следует прежде всего искать печать избранности.

Существует рассказ Епифания со слов старцев-очевидцев: «Преподобный носил сермяжную ткань из простой овечьей шерсти, да притом такую ветхую, которую, как негодную, другие отказывались носить. Чаще всего шил одежду сам. Однажды не случилось хорошего сукна в обители, была лишь одна половинка гнилая, пёстрая и плохо сотканная. Никто из братии не хотел ею пользоваться. Один передавал другому, и так обошла она до семи человек. Но Преподобный Сергий взял её, скроил из неё рясу и не хотел уже расставаться».

Тот же Епифаний при этом добавляет: «Яко и не познатися ему, худости ради риз его». И приводит следующий случай. Многие приходили издалека, чтобы взглянуть на Преподобного. Пожелал видеть его и один простой землепашец. При входе в монастырскую ограду стал спрашивать братию – как бы повидать их славного игумена? Преподобный же тем временем трудился в огороде, копая заступом землю под овощи.

«Подожди немного, пока выйдет», – отвечали иноки.

Крестьянин заглянул в огород через щель забора и увидел старца в заплатанной рясе, трудившегося над грядкою. Не поверил он, что этот скромный старец и есть тот Сергий, к которому он шёл. И опять стал приставать к братии, требуя, чтобы ему показали игумена.

«Я издалека пришёл сюда, чтобы повидать его, у меня до него дело есть».

«Мы уже указали тебе игумена, – ответили иноки, – если не веришь, спроси его самого».

Н.К. Рерих. Сергий Строитель (1940)
Мемориальный музей-квартира Ю.Н. Рериха. Москва, Россия

Крестьянин решил подождать у калитки. Когда Преподобный вышел, иноки сказали крестьянину: «Вот он и есть, кого тебе нужно».

Посетитель отвернулся в огорчении.

«Я пришёл издалека посмотреть на пророка, а вы мне сироту указываете. Никакой не вижу в нём чести, величества и славы. Ни одежд красивых и многоцветных, ни отроков, предстоящих ему... но всё худое, всё нищенское, всё сиротское. Не до того я ещё неразумен, чтобы мне принять сего бедняка за именитого Сергия».

Иноки обиделись, и только присутствие Преподобного помешало им выгнать его. Но Сергий сам пошёл навстречу, поклонился ему до земли, поцеловал и повёл за трапезу. Крестьянин высказал ему свою печаль – не пришлось ему видеть игумена.

«Не скорби, брате, – утешил его Преподобный, – Бог так милостив к месту сему, что никто отсюда не уходит печальным. И тебе Он скоро покажет, кого ищешь».

В это время в Обитель прибыл князь со свитою бояр. Преподобный встал навстречу ему. Прибывшие оттолкнули крестьянина и от князя, и от игумена. Князь земно поклонился Святому. Тот поцеловал его и благословил, потом оба сели, а все остальные «почтительно стояли кругом».

Крестьянин протискивался и, обходя кругом, всё старался рассмотреть – где же Сергий? Наконец снова спросил: «Кто же этот чернец, что сидит по правую руку от князя?»

Инок с упрёком сказал ему: «Разве ты пришлец здесь, что доселе не слыхал об отце нашем Сергии?»

Только тогда понял крестьянин свою ошибку. И по отъезде князя бросился к ногам Преподобного, прося прощения.

Сергий же утешил его, сказав: «Не скорби, чадо, ты один справедливо рассудил обо мне», – и, побеседовав с ним, отпустил с благословением. Но простодушный землепашец до того был побеждён кротостью великого Старца, что вскоре снова прибыл в Обитель, чтобы уже остаться в ней, и принял монашество. Так простота и великая благость Преподобного действовали сильнее всякого великолепия.

Простота Высшего Общения

С.Н. Рерих. Священные слова (1944)
Карнатака Читракала Паришатх (Бангалор, штат Карнатака, Индия)

Иерархия, 297. Нужно понять, что в основании эволюции лежит усовершенствование, оно призывает к упрощению и к непосредственному общению с Высшими Мирами. Можно видеть, как пранаяма и прочие искусственные приемы разных йог могут быть заменены простым огненным сердцем. Конечно, эта простота относительна, к ней ведет пылающий огненный путь. Но зато она вносит в жизнь именно то, что было отринуто как отвлеченность и небывальщина. Считаю, каждое устремление к пути познания нужно скорейше приводить в исполнение.

Аум, 588. Считаю, что и сейчас нужно напомнить о сердечном устремлении. Так уже древние отшельники предлагали при мысленных обращениях представлять перед собою как бы прямую бесконечную дорогу, по которой должна была стремиться мысль. Много существует образов, помогающих сосредоточению. Но никто не предлагает представить мысль, блуждающей по лабиринту.

Прямота и простота будут наиболее удачными мостами.

Надземное, 60. Урусвати может подтвердить, насколько пуста жизнь без общения с Нами для того, кто приобщался к Братству. Часто нужно почувствовать опору и сопоставить решение с Основами, уже проверенными долгим опытом. (…)

Познавший Нас уверен, что не будет отринут. Мысли его известны, и велико облегчение, когда не к чему скрывать. Знает он, что каждая добрая мысль скрепляет связь с Нами. И без словесных выражений, но только глубоким трепетом сердца достигает Нас добрая посылка. По неопытности могут быть ненужные обращения, но гармония и преданность устанавливают истинное сотрудничество. Мы радуемся, когда достигается степень истинного сотрудничества, тогда уже малейший знак понятен. Мудрая краткость выражений оценена, и можно сказать: «Наша радость – ваша радость».

Пока люди мечтают о магии, о колдовстве, о чародействе, – они не Наши. Для Обители нужно лишь сердце. Если оно будет сердцем страдающим, оно станет сердцем надежным. Сердце прекрасное должно страдать на Земле. Рыба не живет без воды; орел не радуется без свободы. Хотим внушить Нашим друзьям простоту, ибо сложность жизни уже превратилась во вред. (…)

Каждый ткач горюет о порванной нити и радуется прочной пряже – так и в духе человеческом.

Надземное, 410. Урусвати знает, насколько не умеют люди мысленно собеседовать и обращаться к высшим сферам. Для помощи им в разные века были предлагаемы различные, готовые слова. Многие из них, с течением времени, утратили свое первоначальное значение и твердились малопонимающими людьми.

Могут Нас спросить – на каком языке и в каких выражениях обращаться к высшим сферам? Ответим – на любом языке. Лучше на природном, ибо он легче выражает мысль. Также склад мысли пусть будет индивидуален. К чему чужие заученные слова, когда человек может свободно выражать свои чувства?

Люди между собою редко употребляют чужие цитаты. Также они могут обратиться своеобразно и к Высшему. Пусть люди поймут, что даже самые высшие сознания не нуждаются в условных обращениях. Люди могут судить по себе. Можно ли к ним обратиться с заученными стихами, когда им ближе человеческое сердечное воззвание? Нужно во всем находить наиболее сердечное выражение, не стесняясь, ибо самые простые слова всегда будут самыми доходчивыми.

У Нас заботятся об этой простоте. Невозможно словами высказать самые сложные переживания, но тогда на помощь придет несказуемая мысленная посылка.

Мыслитель говорил: «Когда не умею выразить мое чувство словами скажу благодарность, ибо уверен, что помощь уже оказана».

Надземное, 622. Урусвати знает, что возвышенная, утонченная простота есть хороший путь к Надземному. Простота есть познание и преуспеяние.

Гр.А.Й. 1958 г. 410. (М.М.). Матерь Великая, Владыками чтимая, открой покрывало Твое! Открываю дерзнувшим ко Мне. Сколько нагромождений надо изъять из сознания, прежде чем мыслью свободной ко Мне устремитесь? Победить Дам расстояние, признать летность мысли; понять – где мысль, там и мы; невозможность Общения возможной признать и, наконец, все отбросив, понять Красоту и величие простоты, ибо в духе все просто и все возможно.

Гр.А.Й. 1958 г. 366. Указую принять Меня в жизни как влекущий в Беспредельность магнит. И не надо нарочных мыслей – просто устремитесь ко Мне и в духе со Мною побудьте. Касание мыслью Меня плодоносно для духа, ибо, ко Мне устремляясь, входит сознание в Мой Луч и по Нему достигает Его Фокуса. Фокус излучает Свет и тепло. Все очень просто, и в этой великой простоте – великая трудность. Красоту легче понять, чем простоту. Чтобы понять простоту Великих Законов, надо отрешиться от земных нагромождений и «земной мудрости» – в духе все просто. Просто устремляетесь ко Мне и просто вступаете в Общение со Мною. Если не будете, как дети, не сможете войти в Царство Мое. Потому оставьте все соображения о том, что возможно и что невозможно, но духом ко Мне устремитесь и в духе со Мною старайтесь побыть, от Меня почерпая аромат тонких энергий.

пеир 23.08.1943. Да, нет выше счастья, как именно ощущать близость, именно реальную близость нашего Идеала! Кто просто, чисто подходит, тот и просто получает. Потому и придерживайтесь этой найденной Вами простоты восприятия и, главное, не затуманивайтесь сложными изложениями Прекрасной Действительности, встречаемыми в некоторых писаниях. Не следует разграничивать высшее Я от Высшего Вдохновения, ибо никакое Вдохновение, никакое Посещение или Осенение не может произойти без непосредственного участия нашего высшего Я. Там, где восторг духа, там и Вдохновение. Без пробуждения и развития высших способностей можем ли восчувствовать и постичь Высшее? Как иначе найти язык с Высшим Миром?

Гр.А.Й. 1954 г. 155. Уже Сказал, что любовь к Высшему есть путь достижений кратчайший, ибо ставит дух на путь непосредственного Общения с Владыкой. Магнит духа ученика, пылающий огненными энергиями любви, устремленными в Сферу Ауры любимого Учителя, устанавливает вибрацию Серебряного Моста, преодолевая преграды времени и пространства. И действительно, где бы ни был человек и каковы бы ни были условия, его окружающие, для нитей любви связующих это не имеет никакого значения. (…) Вибрации Великого Сердца легче всего достигают сознания, обращенные к Нему, по Лучу любви. Казалось бы, так просто, только любите, и станет сияющим путь ваш. Но люди находят тысячи обходных путей и толкутся в стороне от кратчайшего и прямого. Видимо, эта сама необычайная простота приближения к Владыке и делает этот путь малодоступным, ибо люди, загромоздившие и осложнившие жизнь тысячами нагромождений, забыли о великом законе простоты. Все великое – просто. За пределами сложнейшего начинается царство простоты. Потому-то и Сказано: «Будьте, как дети». Но дети Земли, забывшие о простоте, несчетным числом сложнейших измышлений закрыли себе путь прямой и кратчайший. Что же еще сказать вам? Разве о том, что любовь – это ключ, ключ последний, открывающий врата…

Гр.А.Й. 1956 г. 244. (М.А.Й.). Желанием своим сообщаться со мною даешь мне право входить с тобою в общение. Общение не есть одержание, но слияние согласных сердец, объединенных любовью. Две воли сливаются в одну, порождая третье – плоды сочетания двух. Можно ли удивляться тому, что в духе все просто, так просто, что мозг не хочет принять эту простоту как действительность и продолжает сомневаться. И хорошо, что общение идет поверх мозга, иначе не состоялось бы оно. По плодам определяются результаты. Результаты общения отразятся в Записях, и это будет служить доказательством того, что общение не есть плод досужей фантазии.

Гр.А.Й. 1956 г. 781. (М.А.Й.). Чуем и отвечаем по сознанию. Не всегда доходит наша волна до мозга земного, но до сердца – всегда. Отсюда простота и возможность общения и доступность его для верящих и знающих. Провод любви, преданности и верности самый надежный. Действует безотказно. Более надежен, чем земной телефон, который может испортиться. Правда, гнилая любовь и половинчатая преданность отзвука не приносят, ибо действенна лишь полнозвучность чувства. Мы с вами, когда сердце ваше с нами огненно хочет побыть.

Гр.А.Й. 1970 г. 582. (М.А.Й.). Нужна любовь, чтобы с Владыкою быть всегда сердцем вместе. Когда она в сердце к Владыке пылает, близок Он очень, как и все, любимое нами. Любите Его – и Ответит Он на зов любви устремленного сердца. В этом вся тайна Близости к нам Великого Сердца. Просто, все великое просто, ибо простота – одна из Основ.

Гр.А.Й. 1955 г. 312. Близость лишь в простоте утверждается. Напыщенность ходульности и превыспренность может хоть кого отвратить. …Пойми великую тайну простоты, ибо ею приблизишься к высочайшему. Некоторые идут путем сложности и запутываются в ее лабиринтах, ты же иди путем простоты, ибо Сказано: «Будьте просты как дети».

Гр.А.Й. 1956 г. 279. (М.А.Й.). Думал ли ты, что со мною будет общаться так просто? Нет, и тем ставил сам преграды себе. Простота и в этом, в доступности и простоте общения в духе, через сердце. Сердцем устремляется дух в созвучные сферы магнитно. И так близость наша укрепляется явно и становится все более и более ощутимой.

Гр.А.Й. 1956 г. 294. (М.А.Й.). Обычно простота явлений не доступна людям. Слишком просты великие законы жизни, чтобы люди могли их принять, не блуждая по сторонам. Все великое просто. А так как простота не свойственна людям, то и великое остается недоступным. Просто общение в духе, просто общение мыслью и доступно легко. Но кто же этому поверит? И сколько лет потребовалось на то, чтобы осмелиться с Гуру контакт утвердить. Медленно ворочаются колеса мышления, ибо отсутствует простота. К чему астральные выходы, к чему психизм, к чему медиумистические явления, когда мыслью победной так просто и легко можно всегда сообщаться?

Гр.А.Й. 1958 г. 795. (М.А.Й.). И с нами общаетесь тоже в духе и мыслью. Процесс этот и сложен, и прост в одно и то же время. Прост тем, что мгновенен контакт и мысль поступает в сознание свободно. Сложен тем, что массу условий надо преодолеть и хорошо потрудиться, чтобы достичь этой простоты. Но самый контакт прост.

пеир 15.10.1935. Красота, Величие, Простота сопутствуют ясновидению.

пеир 28.05.1937. Размеры нашего сознания определяют и размеры истины наших видений и чувствований. Мы можем получить запечатление озарения лишь в тех символах и чувствах, которые нам присущи, не больше. Проследите видения святых, как они точно отвечали характеру и требованиям их эпохи. Также можно сказать, что именно видения лучше всего характеризуют нравственный и умственный облик человека. Но, конечно, нельзя упускать из виду, что часто люди лишены необходимого качества – честности и многое сочиняется на основании слышанного или читанного. Видения Космического характера посылаются или открываются глазу ясновидца лишь при его внутренней честности. И отличительное качество таких видений будет Красота и Величие в Простоте.

пеир 28.01.1950. Необходимо понять разницу между видениями и переживаниями медиумов, психиков, медиаторов и йогов. Советуйте всем сделать выписки из книг Учения о разнице между этими духовными состояниями. Пусть привыкнут к тому, что все истинные переживания и видения прежде всего отличаются простотой и краткостью. Красота высшая именно в простоте.

пеир 1.01.1952. Родные мои, продолжайте трудиться в простоте. Великий Магнит заложен именно в простоте. Все приближения к Великому Владыке совершаются в тиши наших сокровенных ночей и в глубинах наших сердец.

пеир 10.10.1954. …Великий Иерарх может посылать Сообщения и Указания через посредничество своих надземных сотрудников и учеников.

Много прекрасных книжечек было оявлено такими тонкими восприемниками, или медиаторами, но не медиумами. И сообщения были, конечно, из Твердыни Света. Признак таких Сообщений – их простота, чистота и краткость.

Гр.А.Й. 1955 г. 493. Друг Мой, уловление пространственных мыслей тоже требует отвержения от себя, или самозабвения… Направляющая воля духа удерживает поток мыслей в утвержденном канале. Процесс легок и прост, но требует полного отрешения от себя. Простота и легкость достигаются долгим опытом, равно, как и играя на скрипке или рояле. Тренировки требует все, что выполняется хорошо. И в сфере духовных явлений применяется тот же принцип. Потому Приветствуем настойчивость, упорство и ритм.

Гр.А.Й. 1956 г. 358. (М.А.Й.). Любимому Солнышку радостно утром навстречу свое открываем окно. И луч его проникает в комнату и освещает ее. Стоит лишь ставни открыть и занавески убрать, и луч допущен. Так при Общении просто ставни души открываем навстречу лучам посылаемым счастья, и Общение совершается. Велика мощь простоты. Все просто, все легко, все доступно, но невероятно трудно, но невозможно, если дух не готов. Потому готовность поймем глубже. Расширим это понятие, чтобы увидеть, что годы напряженной борьбы и усилий выливаются в простоте формулы достижения. Да! Общение просто. Да! Общение доступно. Да! Да! Ключи от него в ваших руках. Но сколько трудов надо было предпослать, чтобы оно состоялось и простота достижения стала доступной. Просто писать, просто играть, скажем, на скрипке, но для того, кто умеет. И просто ходить, и видеть, и слышать, и говорить, но думал ли кто о том, сколько миллионов лет понадобилось искро-монаде, чтобы встать на ноги и пойти или чтобы немые расы заговорили? Сложен и труден процесс достижения, и без труда и усилий достигнуть нельзя ничего.

Гр.А.Й. 1957 г. 506. Мысль, устремленная яро к Владыке, магнитную силу имеет из Мира Его извлекать созвучные ей элементы. Словно дальняя сеть забрасывается для ценного улова. И улов этот не простой. Сокровища мысли пространственной почерпаются из сферы ауры Учителя Света – Свет от Света. Психотехника процесса проста и легка, трудна и сложна необычайно. С одной стороны, просто, с другой – требуются прошлые накопления. Простота достигнута трудами долгих усилий в течение многих веков, и сложность, и легкость относительны. Хорошему музыканту нетрудно исполнить сложнейшую вещь. Пальцы легко и свободно ходят по клавишам, извлекая из инструмента стройные звуки. Так и на токах пространства может свободно играть, кто долгим трудом и заботой тайну созвучий постиг и научился по воле своей Высшему созвучать устремленно. Зов и ответ на него – два полюса вещи единой, именуемой устремлением огненным. Все тот же закон, гласящий: «Стучите, и отворят вам». Открыто пространство, и Ведущая Рука Указует пути и Дает направление к Свету, оставляя свободу выбора по созвучию и соответствию из неисчерпаемости пространственных богатств, среди которых каждый находит по себе, по сознанию, в соответствии полном с живостью своего устремления.

Гр.А.Й. 1956 г. 118. (М.А.Й.). Хорошо в духе быть вместе. Все разделяющее надо убрать. Пространство, время и все прочее, способствующее сознанию отделенности нас друг от друга, надо из мыслей изъять. Я около и мыслью с тобою, когда дух твой яро этого хочет. Ритм усиливает процесс и углубляет его. Родной мой, все возможно, все доступно сейчас. И даже поражаться не надо простотой и доступностью необычных возможностей. Особое сейчас время, неповторяемое...

Невежественная простота

Надземное, 9. Одинаково трудно и найти, но и охранить до срока. Безумие хотело бы разбросать сведения, как град на поля. Безумию нет дела до того, какие чудовища могут вырасти из необузданных страстей. Понять срок будет уже ступенью Братства.

Северные тундры и Гоби хранят сокровища, но можно ли спешить с выдачей их? Только высокий уровень сознания народа может распорядиться такими ценностями. Зная спираль эволюции, нужно не бросить алмазы под колеса повозок. Даже испытанному терпению бывает иногда тяжко ожидать приближения счастливого каравана. «Может быть уже пришел срок?» – так стучит сердце. Но умный опыт шепчет: «Еще рано». Состязание сердца с умом – самое потрясающее зрелище. Счастлив тот, кто истолкует веление сердца.

Много формул заготовлено. Лучи Башни Чунг сияют, когда сознание ученых совпадает со сроками. Но в простоте люди не понимают гармонии сроков. Они всюду желают навязать свою бесхозяйственность и безответственность. Им мало значит, если нечто не совершилось, если бы даже разбилась великая мысль! Кроме того, они требуют, чтобы все совершалось по их мерам. Удачу назовут несчастьем и будут радоваться бедствию. Малое кажется им великим, но великое – ничтожным.

Гр.А.Й. 1958 г. 718. Если какая-то мысль совращает с пути, значит, путь крив. Простота и логика очевидности не служит показателем действительности. Но правда в одной Шамбале. Другой правды нет. Кривое мышление в кривом зеркале сознания ее не отразит. Утверждайте прямоту пути. Прямой путь – к Владыке через все.

Гр.А.Й. 1959 г. 208. Два полюса вещи единой. Биполярное зрение духа. Когда под внешней видимостью обычных явлений уже можно видеть и постигать их необычную, невидимую сущность – это значит смотреть в корень вещей, ибо все видимые явления имеют невидимые корни в Тонком Мире. Не просто все. Простота для других, не знающих сложности жизни. Связано все, и оба мира переплетены и входят один в другой. Но другой больше. Плотный – лишь часть Тонкого Мира, в который уходит вчерашний день и в котором формируется день грядущий. Все в нем, в Невидимом. Видимый – только разрез, краткий разрез настоящего. Корни – в прошлом; ростки, листья, цветы и плоды – в будущем. Причина и следствие. Цепь жизни.

1 Грани Агни Йоги. 26.01.1960 г.
2 Грани Агни Йоги. 1962 г. § 349 (М.А.Й.).
3 Аум, § 508.
4 Грани Агни Йоги. 1956 г. § 358 (М.А.Й.).
5 Грани Агни Йоги. 1965 г. § 222.
6 Грани Агни Йоги. 1955 г. § 482.
7 Грани Агни Йоги. 1956 г. § 294 (М.А.Й.).
8 Надземное, § 410.
9 Надземное, § 216.
10 Письмо Е.И. Рерих от 1.08.1934 г.
11 Иерархия, § 297.
12 Письмо Е.И. Рерих от 12.08.1954 г.


Источник: http://etikavomne.agni-age.net/full/prostota.htm